Читать книгу Сатиры. Письма. Эпиграммы. Из Анакреона - Антиох Дмитриевич Кантемир


Вы не зарегистрированы!

Если вы хотите скачивать книги бесплатно без рекламы и без смс, оставлять комментарии и отзывы, учавствовать в различных интересных мероприятиях, получать скидки в книжных магазинах и многое другое, то Вам необходимо зарегистрироваться в нашей Электронной Библиотеке.


Поделиться книгой с друзьями:



Страница 1

АНТИОХ КАНТЕМИР

САТИРЫ. ПИСЬМА. ЭПИГРАММЫ. ИЗ АНАКРЕОНА

САТИРЫ

Сатира I

На хулящих учение

К уму своему[1][2][3][4]

  • 1 Уме недозрелый плод недолгой науки![5]
  • Покойся, не понуждай к перу мои руки:
  • Не писав летящи дни века проводити
  • Можно, и славу достать, хоть творцом[6] не слыти.
  • 5 Ведут к ней нетрудные в наш век[7] пути многи,
  • На которых смелые не запнутся ноги;
  • Всех неприятнее тот, что босы проклали
  • Девять сестр[8]. Многи на нем силу потеряли,
  • Не дошед; нужно на нем потеть и томиться,
  • 10 И в тех трудах всяк тебя как мору чужится,
  • Смеется, гнушается. Кто над столом гнется,
  • Пяля на книгу глаза, больших не добьется
  • Палат, ни расцвеченна марморами саду[9];
  • Овцу не прибавит[10] он к отцовскому стаду.
  • 15 Правда, в нашем молодом монархе[11] надежда
  • Всходит музам[12] немала; со стыдом невежда
  • Бежит его. Аполлин[13] славы в нем защиту
  • Своей не слабу почул, чтяща свою свиту
  • Видел его самого[14], и во всем обильно
  • 20 Тщится множить жителей парнасских[15] он сильно.
  • Но та беда: многие в царе похваляют
  • За страх то, что в подданном дерзко осуждают.
  • «Расколы и ереси[16] науки суть дети;
  • Больше врет, кому далось больше разумети;
  • 25 Приходит в безбожие[17], кто над книгой тает, —
  • Критон с четками в руках ворчит[18] и вздыхает,
  • И просит, свята душа, с горькими слезами
  • Смотреть, сколь семя наук вредно между нами;
  • Дети наши, что пред тем, тихи и покорны,
  • 30 Праотческим шли следом к божией проворны
  • Службе, с страхом слушая, что сами не знали,
  • Теперь, к церкви соблазну, библию честь стали;
  • Толкуют, всему хотят знать повод, причину,
  • Мало веры подая священному чину;
  • 35 Потеряли добрый нрав, забыли пить квасу,
  • Не прибьешь их палкою к соленому мясу;
  • Уже свечек не кладут, постных дней не знают;
  • Мирскую в церковных власть руках лишну чают,[19]
  • Шепча, что тем, что мирской жизни уж отстали,
  • 40 Поместья и вотчины весьма не пристали».
  • Силван другую вину[20] наукам находит.
  • «Учение, — говорит, — нам голод наводит;
  • Живали мы преж сего, не зная латыне,
  • Гораздо обильнее, чем мы живем ныне;
  • 45 Гораздо в невежестве больше хлеба жали[21];
  • Переняв чужой язык, свой хлеб потеряли.
  • Буде речь моя слаба, буде нет в ней чину,
  • Ни связи, — должно ль о том тужить дворянину?
  • Довод, порядок в словах[22] — подлых то есть дело,
  • 50 Знатным полно подтверждать иль отрицать смело.
  • С ума сошел, кто души силу и пределы[23]
  • Испытает; кто в поту томится дни целы,
  • Чтоб строй мира и вещей выведать премену
  • Иль причину,[24] — глупо он лепит горох в стену.
  • 55 Прирастет ли мне с того день к жизни, иль в ящик
  • Хотя грош? Могу ль чрез то узнать, что приказчик,
  • Что дворецкий крадет в год? как прибавить воду
  • В мой пруд? как бочек число с винного заводу?
  • Не умнее, кто глаза, полон беспокойства,
  • 60 Коптит, печась при огне, чтоб вызнать руд свойства,[25]
  • Ведь не теперь мы твердим, что буки, что веди —
  • Можно знать различие злата, сребра, меди.
  • Трав, болезней знание[26] — голы все то
. . .
- продолжение на следующей странице -